Из руин к Воскресению
Под торжественные песнопения Эммаусских и Тверских православных мирян состоялся четвёртый по счёту крестный ход от храма в честь иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» до Эммаусского кладбища...
Четыре года подряд в старом селе с библейским названием, возрождается добрая традиция, которую несколько столетий назад совершали наши предки. Конечно же, те крестные хода были гораздо размашистее нынешних. В них участвовали целыми деревнями не только с одного берега Волги, но и деревнями с противоположного берега. Так на Илию пророка, икону святого из деревни Поддубки в Эммаус переправляли на деревянной лодке. Среди православных мирян было принято приезжать на престольный праздник из соседних сёл и деревень. Храмы, иной раз, не могли вмести всех желающих, так, что приходилось молиться на улице. Конечно, и храмы тогда были повсеместно – даже в самой захудалой деревушке видны были крестик, купол и колоколенка. Да и церкви по размеру были такие, что алтари тех храмов могли вместить храмы нынешние… Что-то осталось, что-то восстановлено, а что-то, к сожалению, безвозвратно уничтожено недальновидностью и невежеством властей. Так в 1952 году в Эммаусе был взорван храм во имя Воскресения Христова с приделами Архангелу Михаилу и Пророку Божию Илие. Свежие могилы гражданского кладбища стали быстро заполнять место, на котором возвышались золочёные купола.
Несмотря на мародёрства и антирелигиозную пропаганду, величественную святыню старого Эммауса не удалось стереть из памяти людей, более того уцелел небольшой участок земли с полуразрушенным фундаментом, который не заняли разросшиеся захоронения.
В 2006 году в Эммаусе впервые за полвека появилось место, где могли помолиться православные люди. Церковь в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» стала для местных жителей глотком свежего воздуха в той гнилой атмосфере иноверия, инакомыслия и космополитизма производимой баптистами, протестантами, свидетелями иеговы и прочими сектантами, так основательно облюбовавшими Эммаус. Вскоре рассеялись все лжеучителя, в Тверском Эммаусе по крупицам восстанавливалась православная жизнь, создавался приход нового храма.
Светильник в честь одного из самых почитаемых образов Богородицы стоял на новом месте, но несмотря на, наличие новой церкви, внимание людей устремлялось к заброшенной воронке в центре кладбища, с кусками полуразрушенного фундамента и обломками кирпичной кладки. К этим руинам стали совершаться крестные ходы. И через три с половиной года, храм во имя Воскресения Христова начал возрождаться: в сентябре 2011 года был залит новый фундамент. А буквально за 40 дней до Ильина дня были возведены стены и покрыта крыша. Так что в четвёртый по счёту крестный ход, люди смогли прийти не к руинам, а к практически восстановленной церкви. Как же это символично. Именно пророк Илия заточил небо на три года, так что ни единой капли дождя не выпало на землю. И лишь по его молитве с неба снова пошли дожди. Также и храм во имя Воскресения Христова, не получалось построить три года.
Конечно же, размеры нового храма, намного меньше старинного аналога, да и приделы Архангелу Михаилу и пророку Божию Илие из-за дефицита земли возвести не удалось. Но самое главное, что на месте намоленного веками места (до храма во имя Воскресения Христова на этом месте был мужской Яминский монастырь) восстановлена не просто церковь, а память для людей. Память о том, какое было у села прошлое и о том, что оно названо в честь Евангельского поселения, в котором Воскресший Христос явился апостолу Евангелисту Луке и его спутнику Клеопе, тем самым предъявив им воочию победу жизни над смертью.
Воссозданный храм во имя Воскресения Христова восстановит невидимую духовную связь нашего Тверского Эммауса, с Эммаусом Палестинским, нашу Тверскую землю со Святой Землёй, на которой происходили великие чудеса.
Павел Кириллов